ФОТОПЛЕНКА и ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

         

Стоит ли учиться?




Стоит ли учиться?

Что отличает талантливое произведение от бездарного?

Почему одна картина задерживает на себе наше внимание, а другую мы не замечаем?

Почему есть изображения, которые, один раз увидев, мы помним всю жизнь, хотя другое изображение, на которое помещен тот же объект, мы не вспомним спустя уже полчаса?

В античное время или в Средние века на этот вопрос ответили бы так: «Все дело в том, насколько реалистично вы нарисовали предмет». Эту точку зрения прекрасно иллюстрирует древняя легенда об античном художнике Зевксисе, который нарисовал кисть винограда столь реалистично, что птицы слетались, чтобы поклевать этот виноград. Но с развитием художественных технологий, которые позволяли достигать этой самой реалистичности при помощи воспроизводимых приемов, которым можно было обучить любого, такой подход изжил себя.

Уже в конце XVIII века любой, кто прошел соответствующий курс академического художественного обучения, мог нарисовать любой предмет очень похоже на то, как тот выглядел в реальности. А с появлением фотографии в начале XIX века вопрос реалистичности вообще отпал. Из тысячи абсолютно реалистичных фотографий, выходящих из-под объективов фотографов, лишь единицы претендовали на «художественность».

В XIX веке было распространено мнение, что художественная ценность произведения возникает в результате соблюдения ряда условий: композиционных, тональных и цветовых. Жертва такого подхода - французский Лувр, который битком набит произведениями в «академическом стиле», произведениями, в которых полностью соблюдены все условия «художественности» той поры. Однако, выйдя из Лувра, вы спустя неделю вспомните не эти творения художников-академиков XIX века, а менее многочисленные экспонаты мастеров эпохи Ренессанса и античности.

Двадцатый век, с его импрессионистами, модернистами, сюрреалистами, смел и этот подход.

Я намеренно начал с живописи, поскольку очевидно, что критерии при создании фото и картины - одинаковы. Разные лишь инструменты.

Итак, критериев талантливости не существует, если они есть, они нам неизвестны.
Вернее будет сказать, что мерой талантливости произведения является его способность производить впечатление на человека, оказывать воздействие на его эмоции, его психику. Но каким oбразом произведение оказывает такое действие - до конца неясно.

Талантливым может быть произведение, сделанное как соблюдением всех академических законов, так и вопреки им. Мир знает множество примеров когда шедевры выходили из рук самоучек.

Рисунок 1. Картина русского крепостного художника Григория. Сороки наглядно показывает, что и самоучка может создавать шедевры.



А потому мне часто приходится слышать следующий аргумент: «А нужно ли во учиться? Настоящий талант сделает свое дело независмо от того, чему его учили, а бездарности никакое обучение не поможет создать шедевр. Может учитель, который сам не знает, что такое - шедевр, научить делать шедевры своего ученика?

Я отвечу на это словами великого Сальвадора Дали: «Начните с того, что выучитесь писать, как старые мастера, после можете писать, как вам заблагорассудится, но уважение уже будет завоевано».

Ни одно обучение, ни одна подготовка не научит вас делать шедевры, если у вас нет таланта. Но если у вас есть талант, то подобная подготовка существенно облегчит вам задачу. Во всяком случае, вам не придется самостоятельно проходить болmie часть пути к совершенству, вы сможете воспользоваться том тех, кто уже прошел его до вас.

А потому, если вы готовы потратить часть своего времени на то, чтобы постигнуть основы создания графических шедевров, то давайте приступим.

Скажу сразу, постигнув эти основы, вы вовсе не будете обязаны им следовать в дальнейшем, однако знание и понимание их серьезно поможет вам в жизни.


Содержание раздела